Запись в школу в 2023 г

Делаем город комфортнее

Активная ссылка для перехода на ресурс: https://73.gorodsreda.ru/?utm_medium=site&utm_source=cur73

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна"

Ульяновская область Мелекесский район р.п. Новая Майна Микрорайон 12

8(84235)78-2-63

mdou_kolosok@mail.ru

Виджет ВК

МДОУ "Детский сад "Колосок" р.п. Новая Майна"

Адрес: Ульяновская область Мелекесский район р.п. Новая Майна Микрорайон 12
Телефон: 8(84235)78-2-63
Эл. почта: mdou_kolosok@mail.ru

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ»

15 сентября 2017 г.

Аннотация 

к рабочей программе учителя-логопеда

«Коррекция нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ»

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

Логопедическая работа на логопункте МДОУ «Детский сад «Колосок» р.п. Новая Майна» осуществляется в соответствии со следующими программными документами: «Основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад «Колосок» р.п. Новая Майна»; «Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Миронова и др.);  «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»; «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. профессора Л.В. Лопатиной.

      Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществление своевременного и полноценного личностного развития, создание эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях логопункта. Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.

Задачи рабочей программы:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

     Успешность коррекционно-развивающей деятельности в условиях ФГОС ДО обеспечивается реализацией:

1. Обще дидактических принципов:

- принцип наглядности обеспечивает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, в процессе восприятия участвуют различные органы чувств. В некоторых случаях недостаточность какой-либо сенсорной системы компенсируется за счет активизации другой. В процессе обучения используются различные наглядные средства: предметные (реальные предметы и их копии – муляжи, макеты, игрушки), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно символические (знаки, схемы, символы, формулы). Выбор средств наглядности зависит от характера недостатков в развитии, возраста детей, содержания учебной программы и от этапа обучения;

- принцип доступности обеспечивает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение проблемного ребенка строиться с опорой на «зону ближайшего развития»; принцип индивидуального и дифференцированного подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными, создает благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля и мотивации;

- принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности ребенка, развитие психических процессов, интеллектуально-волевых качеств.

2. Коррекционно-педагогических принципов:

- этиопатогенетический принцип позволяет учитывать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие речевое недоразвитие, различны, соответственно методы и содержание коррекционной работы отличаются;

- принцип системного подхода учитывает, что любой дефект имеет системный характер, определяется иерархия нарушений. Рассматривая межсистемные нарушения, коррекционная работа предусматривает формирование психологической базы речи, когнитивных процессов, ВПФ;

- опора на закономерности онтогенетического развития позволяет строить коррекционную работу по принципу «замещающего онтогенеза». Например, логопедическая работа по формированию звукопроизношения начинается со звуков раннего онтогенеза, работа по развитию моторики предполагает учет закономерностей развития движений в онтогенезе.

- принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений предусматривает в ходе комплексного обследования и коррекционной работы взаимодействие разных специалистов: врачей, психологов, воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей.

- принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании предусматривает организацию и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающей разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность.

   

 

       Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя. Режим дня и содержание организованной образовательной деятельности логопеда и воспитателя определяются с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

      Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4,6 -7 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития (ОНР III ур.), а  также детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

   Данная программа позволяет преодолеть проблемы и противоречия, возникающие при использовании образовательных программ в детском саду.